Для монтажа многоэтажных промзданий применяют краны: козловые, башенные, самоходные, стреловые (гусеничные, пневмоколесные). Козловые краны используют при высоте монтируемого здания не более 4-х этажей, при установке в здании тяжелого и крупногабаритного технологического оборудования. Козловые краны применяют грузоподъемностью до 30 т. Башенные краны используют грузоподъемностью 5?25 т. Стреловые самоходные краны – гусеничные и пневмоколесные – грузоподъемностью до 100 т.
Несущие конструкции каркасов многоэтажных зданий состоят из колонн, ригелей и плит перекрытия и покрытия. Железобетонные колонны имеют квадратное или прямоугольное сечения от 40 х 40 до 60 х 60 см. Высота колонн, в зависимости от вертикальной разгрузки, условий изготовления, транспортирования и монтажа, может быть на 1?3 этажа (реже 5 этажей).
Железобетонные ригели имеют высоту 80 см и ширину 65 см. Железобетонные перекрытия имеют ширину: основные – 150, 300 см, доборные – 75 см. В зависимости от применяемого материала каркас многоэтажных промзданий может быть исполнен в железобетонном или металлическом вариантах. Используемая сетка колонн: 4,5 х 6,
6 х 6, 6 х 9, 6 х 12, 9 х 12 м.
В зависимости от статической схемы работы применяют три схемы: рамную, связевую и рамно-связевую.
Рамная схема – соединение колонн, ригелей и плит перекрытий в единую, жесткую и устойчивую пространственную систему. Все вертикальные и горизонтальные нагрузки передаются на узлы колонн и ригелей.
Связевая система. Отличительная особенность: колонны воспринимают вертикальные нагрузки, а вертикальные диски и ядра жесткости – горизонтальные.
Рамно-связевая система – комбинированная система: в поперечном направлении – плоские рамы, а в продольном направлении – вертикальные диафрагмы жесткости.
Схемы монтажа.
В зависимости от направления монтажа применяют горизонтальную и вертикальную схемы монтажа.
Методы монтажа. В зависимости от степени укрупнения конструктивных элементов применяют поэлементный, блочный (линейные, плоские, объемные блоки) монтаж.
В зависимости от последовательности установки конструкций: раздельный, комплексный и комбинированный методы монтажа.
В зависимости от точности установки конструкций – выверочный и безвыверочный метод монтажа.
Горизонтальная (поярусная) схема монтажа.
Монтаж ведется поэтажно. Достоинство – обеспечение устойчивости и пространственной жесткости; широко распространен в практике строительства.
Вертикальная схема монтажа.
Монтаж здания отдельными частями на всю высоту здания. Недостатки: не обеспечивается достаточная пространственная жесткость здания. Достоинство: так как каркас здания возводится поэтапно, то позволяет расположить монтажный кран и склады в пределах габарита возводимого здания.
Технологическая последовательность монтажа каркаса здания.
Здания, имеющие протяженность равную двум и более температурным блокам, разбивают на захватки. За захватку принимается размеры здания в пределах одного температурного блока (в поперечном направлении – ширина или половина ширины здания, в продольном направлении – один температурный блок). Монтаж конструктивных элементов многоэтажных зданий можно выполнять дифференцированным (раздельным), комплексным (сосредоточенным) или комбинированным (смешанным) методами. Метод монтажа зависит от объемно-планировочного и конструктивного решения здания, технических характеристик применяемых монтажных кранов, материала каркаса, вида используемой монтажной оснастки – кондукторов.
Для монтажа каркаса малоэтажных зданий в качестве оснастки применяют одиночные кондукторы. При монтаже каркаса многоэтажных зданий – групповые кондукторы, групповые кондукторы с рамно-шарнирным индикатором (РШИ), монтажные кондукторные комплекты (МКК).
К монтажу каркаса надземной части приступают после окончания работ нулевого цикла. Сначала монтируют на одной захватке колонны 1-го яруса двух?четырехэтажной разрезки: чаще применяются колонны двух- и трехэтажной разрезки. После выверки и окончательного закрепления колонн, приступают к монтажу ригелей нижнего этажа, плит перекрытия. Монтаж ригелей и плит перекрытия последующего этажа выполняется после сварки и замоноличивания стыков смонтированного этажа. Поэтажный монтаж каркаса является трудоемким, а, следовательно, наиболее продолжительным. Наиболее прогрессивным является блочный монтаж.
В заводских условиях колонны и ригели объединяют в плоские рамы двух?четырехэтажной разрезки. Такой метод позволяет снизить трудоемкость монтажа за счет сокращения объема сварки и количества стыков в несколько раз. При поэлементном методе монтаж конструкций осуществляется «со склада».
Рекомендуется при использовании блочного метода монтаж выполнять с транспортных средств. После окончательного закрепления всех конструкций каркаса 1-го яруса, приступают к монтажу каркаса 2-го яруса и т. д.