По своему назначению различаются следующие основные типы земляных сооружений: насыпи и выемки железных и автотранспортных дорог; плотины, дамбы, каналы.
Насыпи и выемки котлованов, железных и автотранспортных дорог
Дороги железные и автотранспортные должны иметь пологие подъемы и спуски или, иначе говоря, пологие продольные уклоны. Для этой цели приходится выравнивать поверхность земли с помощью насыпей и выемок.
Насыпи дорожные — это сооружение из отсыпанного на поверхности земли грунта с приданием ему определенных очертаний, как на рисунке 5 (а). Выемкам дорог также придается определенное профильное очертание, как на рисунке 5 (б).
Уклоном называется отношение между высотой превышения одной точки местности над другой и расстоянием между этими двумя точками, как на рис. 6:
Если разделить высоту АБ на длину БВ, то получим величину уклона линии местности АВ.
Если длина линии АБ равна 10 м, а длина БВ равна 100 м, то уклон будет равен 10:100=1/10 (0,1). Чаще всего уклоны измеряются в процентах. Если уклон равен 0,10, то можно написать, что он равен 10%.
Боковые поверхности насыпей и выемок делаются наклонными и называются откосами. Крутизна откосов зависит от высоты насыпи или глубины выемки и от того, из какого грунта возводится насыпь или в каком грунте закладывается выемка. Крутизна откоса должна быть не меньше естественного откоса грунта. Крутизна откоса обозначается дробью: 1:2, 1:1,5 и т. д. Это значит, что на каждый метр высоты насыпи (или глубины выемки) надо иметь 2 или 1,5 м заложения откоса, как указано на рисунке 7 снизу:
Верхняя точка откоса называется бровкой насыпи или выемки. Если насыпь отсыпается не из привезенного грунта, а из грунта взятого на месте, в непосредственной близости к насыпи, то такая выемка грунта для насыпи называется резервом. Резерв обычно закладывается с нагорной стороны в этом случае используется для отвода воды, проникающие к насыпи с нагорной стороны. Резервы закладываются и с двух сторон, если объем насыпи значителен.
Если грунт из выемки не транспортируется в полезную насыпь, то его укладывают в некотором расстоянии от выемки в насыпь, называемую кавальером. Кавальер можно увидеть на рисунке 5.
Для того чтобы в выемку и под основание насыпи не попадала поверхностная вода, с нагорной стороны устраиваются нагорные канавы, собирающие воду. Кроме того внутри самих выемок устраиваются канавы, собирающие воду, стекающую с откосов выемки. Называются эти канавы кюветами.
С нагорной стороны у насыпей и выемок устраиваются присыпки земли, не допускающие воду к сооружению. Эти присыпки называются банкетами (рис. 5).
Бермой называется площадка между бровкой выемки и подошвой откоса выброшенного из нее грунта или подошвой банкета или кавальера (рис 5).
Плотины, дамбы и каналы
Для того чтобы поднять уровень воды на реках и иных водостоках, устраиваются плотины. Плотины могут устраиваться из различных материалов, в частности из земли. На рис. 8, снизу, дан поперечный разрез по земляной плотине. На нем показаны все основные части плотины.
Для того чтобы вода не просачивалась через тело плотны, надо сооружать плотину из водонепроницаемых грунтов (глина). Отсыпается глина по слоям толщиной 10-20 см в каждом слое и тщательно трамбуется тяжелыми катками. Откосы плотины со стороны воды должны укрепляться каменной наброской или другими способами.
Дамбы служат для защиты населенных мест или промышленных предприятий и сооружений от затопления во время разливов рек. Дамбы — это обычная насыпь, достигающая иногда значительных размеров. Устраиваются дамбы вдоль берегов рек или ручьев.
Каналы
В настоящее время широко развито строительство каналов. Каналы строятся для соединения и развития судоходных путей. Такими каналами являются построенные за последние годы Беломорско-Балтийский канал и канал Москва-Волга. Кроме того каналы роются в безводных местностях для их орошения, например арыки в Средней Азии, или сооружаются для осушения болотистых мест.
На рис. 9 дан поперечный разрез по судоходному каналу и показаны основные его части.
Плотины, дамбы и каналы называются гидротехническими сооружениями.
Строительство этих сооружений производится с возможно большим применением механизации работ.