Когда ковер переехал на стену — кто был первым и что его мотивировало

Современники подшучивают над теми, кто в наши дни вешает на стену ковер. Для многих это выглядит смешно и нелепо. А еще 40–50 лет назад увешанные стены считались данью моды. Как же ковер с пола «перекочевал» на стену, кто первым его туда повесил?

Древняя восточная традиция

Применение ковров в виде настенного покрытия появилось в далеком прошлом. Изначально их использовали жители Востока. Юрты степных кочевников необходимо было утеплять, поэтому они вешали ковры на стены, двери, пол. Такие покрытия сохраняли тепло, а хозяевам было комфортно ютиться в шатре. Время от времени приходилось переезжать на новое место, куда перевозили и коврики. Само слово «ковер» походит из тюркского языка и обозначает «покрывало». Кочевники на нем спали и укрывались им же.

Такой метод утепления и украшения жилища переняли жители Передней и Средней Азии. Со временем их занесли в дома. На Ближнем Востоке стали изготавливать ковровые полотна вручную по уникальной технологии. Чтобы поднять престиж хозяина, на них вешали трофеи, сабли, ружья. Так с пола ковер «переселился» на стену.

Значение ковров для древних жителей

С давних времен ковры у жителей Востока находились на таком же месте, что сегодня иконки у верующих. Их изначально крепили только на стены, стелить ковер на кровать или на пол не разрешалось. Для пола изготовляли своего рода половички. На ковровых полотнах были разнообразные знаки, несущие какой-то религиозный, а может, и энергетический подтекст. Предположительно предки думали, что ковер с сакральными знаками в доме нужно вешать на стену для защиты семьи, привлечения успеха и благоденствия.

Знаменитые персидские изделия

Особенную популярность изделие приобрело в Персидской империи. Именно в Персии производство ковров превратилось в настоящее искусство. На полотнищах, кроме узоров, стали изображать животных, людей. Эти изделия очень высоко ценились и почитались, потому что подходили для райских интерьеров. Такие элементы декора стали применяться в домах богатейших людей.

Появление в Европе

Первые ковровые покрытия персидского и турецкого изготовления появились в европейских странах в XIII веке. Сдержанные в декоре европейцы настолько были поражены яркими, смелыми и радужными узорами настолько, что без раздумий «переселили» их в дома в качестве роскошного убранства. На Западе ковер в доме стал демонстрацией тонкого вкуса и высокого уровня благосостояния хозяина.

Ковровые покрытия в Средние века в основном вывозили из Персии. В первую очередь они попали в королевские дворцы Европы и в дома богатой знати. В XVII столетии европейские фабрики Франции и Бельгии переняли производство ковров по типу персидских. Тогда было основано собственное художественное направление ковроткачества по европейскому типу. В этот период больше всего ценились французские модели — «савонери» и «обюссон».

Обычаи во времена царской России

В конце XIX века восточное искусство прочно закрепилось в модных тенденциях. Представители высшего общества считали, что в доме должна быть комната, оформленная в стиле Востока. Обязательным его элементом был шерстяной иранский, азербайджанский, турецкий или кавказский ковер. Иногда были любители, завешивающие несколько стен. Чаще выбирали один неповторимый ковер, служащий центральной экспозицией и задающий тон всему дизайну.

Если посмотреть полотна русских мастеров изобразительного искусства, жанровые сцены, отображающие дворянский быт, то видно, что настенные ковры были нередким явлением. О них даже упоминали в своих произведениях Пушкин и Лермонтов. Они описывали быт офицеров-дворян и частенько изображали комнаты с персидскими коврами, особенно если речь шла об офицерах, побывавших на Кавказе.

Многие народы переняли обычай стелить на полы ковры, а также вешать их на стену. Более зажиточные хозяева использовали ковровые покрытия, а в бедных семьях применялись рогожки и изделия из войлока. Первые ковры из-за границы стали переправлять в Россию с процветанием купечества и торговли в ХVI-ХVII столетиях. В ХVIII веке в Петербурге наладили выпуск отечественных шпалер. К началу ХIХ века ковры стали неотъемлемой частью изысканного дизайна дворцов.

Мода на ковры в СССР

В Советском Союзе декорационное применение настенных покрытий приобрело еще большее распространение. Коврики на стенах появлялись почти во всех сталинских квартирах, однако их массовая закупка началась во времена Хрущева. Типичные советские многоэтажки вырастали везде. В любом городке и поселке страны от Владивостока до Мурманска можно было увидеть похожие здания. Коврики были настоящим спасением для тонких панельных стен в этих многоэтажках, легко пропускающих тепло, холод и шумы. Своеобразным решением этих неприятностей и стал ковер на стене.

Купить качественный ковер тогда было нелегко, товар был в дефиците. Чтобы его приобрести, иногда необходимо было выстаивать в очередях днями, а стоил он дорого. За качественное средних размеров изделие в советскую эпоху приходилось отдать четыре-пять средних месячных заработных плат. Ковры защищали от сильных звуков, холода, они, как и в царские годы, служили отображением благосостояния в доме.

Часто ковры выбирали в качестве ценного подарка и даже с гордостью передавали своим наследникам. На полу такой талисман быстро утрачивал товарный вид, так как по нему постоянно ходили, а на стене мог без изменений провисеть нескольким десятилетиями.

Еще одна причина применения ковра на стене – зачастую экономия обоев, которые в советские времена также были дефицитными. Возле одной из стен размещали общепринятую мебельную стенку, а с другой стороны вешали ковер. Это позволяло наполовину решить вопрос. Чаще всего коврик на стене употреблялся в качестве элемента дизайна. Самой популярной была красно-черная или бежево-коричневая расцветка. Иногда он заменял картину на стене. Кроме узорчатых, имелись изделия сюжетного характера, например, с оленями, царицами, горами.

Современное применение ковров

Сегодня редко можно встретить в интерьере ковры на стенах. Такое решение считается безвкусным. А еще в ковровых покрытиях собирается много пыли. Но, тем не менее, некоторые дизайнеры умеют интегрировать их в интерьер и правильно преподносить.

Для крепления современных ковровых версий (гобелена, панно) используются декоративные люверсы, массивные цепи, небольшие хромированные панели, кованые ажурные кронштейны. Еще ковер научились вешать под стекло подобно картине.

Желающим взять пример с русских дворян и зарубежных дизайнеров нужно знать, что настенное тканое полотно должно соответствовать площади комнаты и занимать не более 1/3 размера стены. Вольностью является ориентальный дизайн, когда стилистические нюансы позволяют существенно увеличить размеры настенных покрытий. Ковер – это не просто мягкое узорчатое украшение, единственная задача которого – сочетаться с интерьером. Нет, эти покрытия прошли через целые цивилизации и сохранили через многие годы свою неповторимую самобытность.

А у Вас дома есть ковер?
Да
100%
Нет
0%
Расскажу в комментариях...
0%
Проголосовало: 4
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ImBuilder
Добавить комментарий

Adblock
detector